Эмблема театра (10730 байт)

 

Орловский государственный театр для  детей и молодежи "Свободное пространство"

 

Фасад 21063 байт

 

Репертуар  |  План зала

 

    Театральная афиша:
Э.-Л.Уэббер, Т.Райс. "Иисус"
В.Ольшанский. "Хапун"
Ф.Лоу, Б.Шоу. "Моя прекрасная леди"
Т.Уильямс. "Стеклянный зверинец"
Иван Вырыпаев. "Валентинов День"
А.Н.Островский. "Мудрецы"
Мария Ладо. "Очень простая история"
Петр Гладилин. "Мотылек"
В.А.Соллогуб. "Беда от нежного возраста"
Лопе де Вега. "Раба своего возлюбленного"
Нил Саймон. "Весельчаки"
К.Чапек "Из жизни насекомых"
А. де Сент-Экзюпери "Маленький принц"
У.Шекспир "Много шума из ничего"
И. Кальман "Фиалка Монмартра"
М.Горький "Последние"
У.Шекспир "Двенадцатая ночь"
Муз.Бернстайна, А.Лоренс "Вестсайдская история"
О.Голдсмит "Ночь ошибок"
Л.Герш "Эти свободные бабочки"
О.Николаев "Одинокий блюз"
И.Зингер "Тойбеле и ее демон"
Н.Птушкина "Ненормальная"
Ж.Б.Мольер "Господин де Пурсоньяк"
Р.Белецкий "Я встретил вас - и все..."
И.Бергман "Осенняя соната"
А.Чехов. Доктора!!!
    Спектакли для детей:
Михаил Бартенев. "Снегурушка"
Гюнтер Янковьяк "Лови удачу, Жеспер"
Джек Лондон "Белый Клык"
Муз. С.Баневича, Н.Денисов "Стойкий оловянный солдатик"
Р.Киплинг "Великая война Рикки-Тикки-Тави"
Е.Шварц "Василиса-работница и Баба-Яга"
М.Бартеньев "Бык, осел и звезда"
Г.Соколова "Иван-Богатырь"
В.Ольшанский "Иван седьмой"


Наша биография.

26 декабря 1976 года в городе Орле родился новый театр – орловский ТЮЗ, открылся он сказкой Л.Устинова "Недотрога" (режиссер Кирилл Филинов). Основателем театра и главным режиссером в течение восьми лет был Юрий Семенович Копылов. Он приехал в Орел вместе с художником Станиславом Шавловским и группой актеров-единомышленников из Красноярска. К ним присоединилась группа выпускников Ленинградского института театра, музыки и кинематографии и молодой режиссер Борис Цейтлин. Первым директором театра стал Григорий Семенович Колыханов, а его заместителем – Геннадий Конников.

С первых дней судьба испытывала театр на прочность. Пожар в здании на площади Маркса вынудил еще неоткрывшийся театр переместиться на малую сцену областной драмы, где ТЮЗ и обитал первые пять сезонов. Однако трудности только закалили характер молодого театра. Уже первые спектакли – "Жестокость" П.Нилина, "Колонисты" по педагогической поэме А.Макаренко, "Двенадцатая ночь" В.Шекспира, "Неистовый гасконец" А.Дюма режиссера Юрия Копылова, "Третья ракета" В.Быкова, "Алые паруса" А.Грина, "Стеклянный зверинец" Т.Уильямса, "Приключения Буратино в стране дураков" А.Толстого, "Емелино счатье" Р.Сефа, В.Новацкого режиссера Б.Цейтлина вызвали огромный интерес зрителей всех возрастов. Оригинальные режиссерские решения, необычная сценография С.Шавловского, яркие актерские индивидуальности Д.Евстафьева, В.Кушнарева, Е.Гамбурга, Е.Успенской, Ж. Хрулевой, А.Ерина, А.Поляка, В.Запорожского, А.Дубовицкого, Е.Крайней, Н.Трофимовой – все свидетельствовало о том, что в Орле возник высокопрофессиональный театр со своей театральной эстетикой. В 1981т 1982 годах состоялись успешные гастроли в Москве и Ленинграде, появились положительные рецензии в столичных газетах и журналах, театр получиль ряд призов на всесоюзных театральных смотрах. Однако в Орле спектакли Ю.Копылова и Б.Цейтлина вызывали все большее раздражение и неприятие партийного начальства. Они были слишком смелыми и жесткими, слишком правдивыми и страстными. Споры вокруг ТЮЗа в конце концов закончились тем, что Ю.Копылов, а за ним С.Шавловский и ряд актеров покинули город, а через некоторое время уехал и Б.Цейтлин. Их творческие биографии успешно продолжались в других городах, ныне заслуженный деятель искусств и лауреат Государственной премии России Юрий Копылов возглавляет Ульяновский драматический театр. Заслуженный деятель искусств Татарстана, лауреат национальной премии "Золотая маска" Борис Цейтлин с успехом ставит спектакли в Москве, Санкт-Петербурге, Казани, Краснодаре, Томске, Магнитогорске. Художник Станислав Шавловский руководит курсом сценографов и режиссеров во Владимире. Потеря творческих лидеров тяжело сказалась на Орловском ТЮЗе. С 1984 по 1987 годы в театре сменилось три главных режиссера, ни один из них не оставил после себя заметного следа.

Новый период творческого развития театра связан с приходом в 1987 году нового главного режиссера – Александра Михайлова. Первой серьезной работой стал спектакль "Адам и Ева" по пьесе М.Булгакова, никогда прежде не ставившийся в стране. И зрители, и критики высоко оценили глубокий, мощный по эмоциональному воздействию спектакль, в котором талантливо играли юная Нонна Исаева, более опытные Владислав Трахтенберг, Владимир Кушнарев. Владимир Крашенинников, (Маркизов), Вячеслав Туманов. В 1988 году спектакль с успехом участвует в фестивале, посвященном семидесятилетию детских и юношеских советских театров в Москве, а в 1991 году он был показан на фестивале в Киеве, посвященном 100-летию М.Булгакова, где за лучшую актерскую работу премию получил Владимир Крашенинников (Маркизов) и А.Михайлов за режиссуру. В Орле возрождается интерес к новым работам ТЮЗа, споры вызывают спектакли режиссера Игоря Кучера "Три девицы под окном", И.Власова "Седьмой подвиг Геракла", М.Лурье "Возьми мое сердце". Особенно яростные дебаты ведутся вокруг постановок А.Михайлова "Сны Евгении" А.Казанцева и мюзикла "Кандид" Вольтера. Театр определяет сферу своих интересов – внутренний мир молодого человека, вступающего в жестокий взрослый мир, и в 1990 году берет новое название – "Свободное пространство".

- это распахнутая перед молодым человеком жизнь,
- это сцена, открытая для экспериментов,
- это место встречи свободных людей – артистов и зрителей.

В театр приходят молодые талантливые актеры Т.Борисова, М.Рыжикова, .Лагоша, Н.Шигапова, И.Мосюк, В.Супрун, А.Бояджи, И.Черкашин. Интересно работают зрелые мастера – М.Соколова, И.Гольтяпин, В.Трахтенберг, А.Ващенко, настоящим любимцем своих зрителей становится О.Семичев. Театральными событиями стали спектакли А.Михайлова "Ундина" Ж.Жирорду, "Женитьба Бальзаминова" А.Островского, "Антигона" Ж.Ануйя, "Ромео и Джульетта" В.Шекспира, "Добрый человек из Сычуани" Б.Брехта.

В 1992 году театр впервые выезжает на зарубежные гастроли в Калифорнию, США, со спектаклем "Великая война Рикки-Тикки-Тави" Р.Киплинга, а в 1993 году "Рикки" аплодируют на фестивалях в Ла-Корунье и Хихоне, Испания. На международных фестивалях в Новгороде – в 1993 году и в Днепропетровске в 1994 году спектакль получил главные призы, артисты М.Рыжикова, Г.Ласкина, А.Бояджи – призы за лучшие женские и мужские роли. В 1994 году в Калифорнии состоялась премьера спектакля "Белый клык" Д.Лондона (постановщик А.Михайлов, балетмейстер О.Николаев, художник И.Ткаченко, композитор Б.Киселев, режиссер по движению А.Щукин), который становится своеобразной визитной карточкой театра. Эта музыкально-пластическая притча о Природе, Волке и Человеке с успехоим играется на фестивалях в Турции, СШП, Испании, Израиле, России. "Белый клык" открывает в октябре 1996 года международный фестиваль в Ростове-на-Дону, где проходил всемирный конгресс АССИТЕЖ, собравший участников из 60 стран, а в ноябре-декабре участвует в крупных международных фестивалях в Витторио, Ла-Карунье и Мадриде.

На постановки приглашаются режиссеры из разных стран. Американские коллеги из Калифорнийского Театрального Центра ставят "Том Сойер" (реж. Г.Корнелисон, Лин Пейс), "Дракула" (реж. У.Холдстон), испанец Карлос Эранс – "Процесс из-за тени осла" Ф.Дюооенмата, англичанин Ги Холланд – "Власть мысли" Н.Шэппард, американка Шеннон Эдвардс -- "Арканзасское чудо или Танцующий медведь" О. Харриса. Большой интерес вызывают спектакли Санкт-Петербургских режиссеров "Ночь ошибок" О.Голдсмита в постановке Г.Цхвиравы и особенно "Господин де Пурсоньяк" Ж.Б.Мольера лауреата Гос. Премии Г.Тростянецкого. Приз за лучший спектакль для молодежи получает на фестивале в Новгороде в 1999 году "Тринадцатая звезда" В.Ольшанского (реж.А.Михайлов), а спектакль "Тойбеле и ее демон" И.Зингера (реж. А. Михайлов, худ. В. Королев) – приз за высокую сценическую культуру на фестивале "Театр без границ" в Магнитогорске . К 200-летию А.С.Пушкина театр ставит "Маленькие трагедии" (реж.Г.Тростянецкий), худ. С.Заграбян). Спектакль участвует на фестивалях в Пскове, Москве, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Орле, вызывает большой интерес пушкинистов и театральных критиков, а также молодежной зрительской аудитории.

Успех спектаклей, поставленных в 90 годы, определяется соединением энергии молодой части труппы и опытом зрелых мастеров, первыми из которых по праву являлся заслуженный артист России Владислав Трахтенберг Он создает целую галерею ярких запомиающихся образов – Креон Антигона", Пончик-Непобеда ("Адам и Ева"), Журден "Полоумный Жкрден", Медведь "Арканзасское чудо", Ребе "Тойбеле и ее демон", Фраскатти "Фиалка Монмартра", Иван Коломийцев "Последние", Вальсингам "Маленькие трагедии".

В 1996 – 2000 годах при театре воспитывается актерский курс орловского института искусств и культуры я(руководитель курса – А.Михайлов, педагог А.Поляк), выпускники которого ныне играют главные роли в спектаклях "Двенадцатая ночь", У.Шекспира (режиссер А.Поляк), "Фиалка Монмартра" И.Кальмана (реж.И.Власов), "Вестсайдская история" Л.Бернстайна, А.Лорентса (реж.А.Михайлов, "Банкрот" А.Островского (реж.А.Михайлов), "Я встретил вас и все…" Р.Белецкого и "Эти свободные бабочки" Л.Герша (реж. И.Черкашин), в эксцентрическом перфомансе "Пять с плюсом". Активно и ярко работал главный художник театра Владимир Королев.

На московском фестивале моноспектаклей артист Евгений Безрукавый получает главный приз за спектакль "Многоликое лицо твое…" А. Слаловского в постановке Игоря Черкашина.

В 2001 году на Новгородском фестивале "Царь-Сказка" орловский теаьтр показывает музыкальную феерию С.Баневича и Н.Денисова по Андерсену "Стойкий оловянный солдатик" (реж.А.Михайлов, худ. И. Ткаченко), где испаолнительница роли Чертенка М.Рыжикова получает приз за лучшую роль. Художники спектакля "Двенадцатая ночь" В.Королев и Ж.Верижникова получают приз за лучшую сценографию и костюмы, а артист В.Лагоша за лучшую мужскую роль второго плана на фестивале "Славянские встречи" в Брянске, спектакль "Последние" М.Горького (реж. А. Михайлов, художник В.Королев), принимает участие в фестивале "Рождественский парад" в Санкт-Петербурге и горьковском фестивале в Самаре.

Премьерами юблейного 25 сезона становятся спектакли "Много шума из ничего " У.Шекспира в постановке А.Михайлова. художник В.Королев, "Иван Седьмой" В.Ольшанского (реж.И.Черкашин, худ. Г.Сенечко, "Осенняя соната" И.Бергмана (реж. Засл. арт. РФ А.Поляк, художник – лауреат нац. Премии" Золотая маска" Ю. Хариков), "Гаргантюа-парад" Ф.Рабле (реж. В. Красовский, худ. Т.Терентьева) мюзикл "Лови удачу, Жеспер!" Г.Янковьяк (реж. А Михайлов, худ. В.Королев и Жанна Верижникова). Особым вниманием зрителей и критики в нынешнем 26 юбилейном сезоне пользуется постановка пьесы Карела Чапека "Из жизни насекомых", где текстовой материал третьего акта фактически заменен пластическо-балетной феерией на темы войны, мира, тоталитаризма и гуманизма – идей, заложенных чешским классиком в своем произведении (режиссер Александр Михайлов и балетмейстер Олег Николаев). Неординарно сценическое прочтение чеховских водевилей "Медведь", "Предложение" и "Юбилей", которые А.Михайлов объединил в единую гротесковую комедию "Доктора!!!" Дипломница Петербургской государственной театральной академии Наталья Черных (мастерская лауреата Госпремии России Геннадия Тростянецкого) дебютировала, как режиссер, постановкой пьесы "Очень простая история" Марии Ладо, сумев соединить лирические, комедийные, бытовые и даже эзотерические мотивы. Спектакль получился трогательным и поучительным. Над историей сельских "Ромео и Джульетты" зрители с удовольствием и посмеялись, и погрустили, и подумали о вечном…

История театра "Свободное пространство" продолжается. Каждый новый день вписывает в нее новую творческую страницу.

E-mail: elo@orel.ru

Web: www.teatr.orel.ru
www.art.oryol.ru/freespace.htm
www.valley.ru/~fs

 

Оставить запись в книге Посмотреть на книгу гостей


Rambler's Top100
с марта 2002 года

Назад    

 
Управление культуры и туризма Департамента социальной политики