Церкви и монастыри г.Орла.
Подробное описание.

 

 

Церковь Михаила Архангела (Успенская), нач. XIX в.
(пер. Сакко и Ванцетти)

    Расположена в центральной части города, на правом берегу Орлика, и является архитектурным центром данного района, к ней сходятся его основные улицы.
    Строительство купольной церкви было начато в 1801 г. В 1803 г. выстроили трапезную с приделами Страстной божьей матери и архистратига Михаила (по последнему часто называется вся церковь). В 1817 г. закончили возведение колокольни и храма с главным престолом во имя Успения божьей матери и боковыми во имя Ивана Воина и Феодосия, архиепискпа черниговского (последний освящен лишь в 1900 г.). Трапезная расширена в 1860 г. по плану, составленному епархиальным архитектором Н.Ефимовым в 1858 г. Тогда же окна храма получили ныне существующие наличники, Строительный материал кирпич, стены оштукатурены и выкрашены охрой, детали стен побелены.
    Церковь является одним из лучших памятников зрелого классицизма Орловской области, центральному кубу храма с севера и юга примыкают завершенные фронтонами помещения приделов, а с востока прямоугольная апсида, из-за чего здание становится крестообразным. Высокий барабан покоящийся на кубическом основании первого яруса, прорезан 12-ю окнами и завершен аттиком с 24 круглыми окнами, купол увенчан главкой на фигурном постаменте. Большие прочные оконные проемы имеют простые профильные наличники. Окна первого света нижнего яруса - высокие арочные, над ними расположены круглые или полукруглые (северный и южный фасады приделов). Стены храма расчленены спаренными композитными пилястрами, в первом ярусе их капители выполнены на основе схемы ионического ордера, во второму в пилястрах между окнами барабана - коринфского.
    Высокий нижний ярус колокольни (по высоте он почти равен основному кубическому объему храма) покрыт горизонтальными полосами руста, который переходит в клинчаты над широкими и высокими нишами, сделанными на каждом из фасадов вокруг порталов. В нишах по сторонам порталов поставлены ионические колонны, несущие над последними облегченней антаблемент. Первый ярус завершен высоким аттиком, который одновременно служит основанием для яруса звона. Если в нижнем ярусе стена является средней плоскостью фасада и в ней прорезаются ниши и проёмы, то декорация круглого яруса звона носит выпуклый, пластически активный характер. Стена как бы уничтожается высокими арочными проемами, к простенкам приставлены сдвоенные тосканские колонны, над которыми антаблемент энергично раскрепован. Завершающий невысокий круглый ярус, несет фигурную главку. Схема его декорации арочными проемами и филенками аналогична расчленению аттика первого яруса (только, в соответствии с иной формой яруса, ниши сделаны круглыми, карниз имеет выгиб над северной и южной арками).
    Фасады широкой трапезной расчленены высокими арочными окнами, наличники которых имеют стрельчатое завершение (такие же сделаны и над наличниками приделов), что связано с подражанием древнерусским памятникам в середине XIX в.
    Внутри здания большое впечатление производит пространство круглого храма, одинакового по ширине снизу доверху. Барабан под куполом кажется значительно больше, чем снаружи, ибо сильно вынесенный карниз в его основании помещен значительно ниже начала барабана извне. 12 больших окон занимают лишь его верхнюю половину, 24 круглых окна в основании купола невелики, поэтому, из-за больной толщины стен, их проемы снизу не просматриваются. В западной части центрального помещения были устроены хоры, которые соединялись с приделами изломанными проходами, такие же проходы внизу с восточной стороны ведут в алтарное помещение.
    Сохранившаяся в храме живопись относится к 1860-м г.г., хотя, возможно, повторяет первоначальную. На западной стене внизу помещены библейские стены, по сторонам северной и южной арок - евангелисты, на западной стене над хорами - пророки. Над карнизом идет высокий до окон пояс праздников, между окнами - евангельские сцены. Круглые окна купола включены как заполнения в изображение балюстрады, над которой находится "Явление троицы".
    Недалеко от Михаилоархангельской церкви на стрелке между улицей Сакко и Ванцетти и переулком того же названия находится небольшая часовня. Благодаря своей круглой форме она хорошо воспринимается с любой стороны, являясь истинным украшением этого уголка города. Выстроена часовня одновременно с Михаилоархангельской церквью (1801-1817 г.г.). Строительный материал . кирпич, в отделке цоколя, основаниях колонн и лестнице применен белый камень. Стены оштукатурены и окрашены.
    Часовня является хорошим образцом архитектуры зрелого классицизма. Круглый в плане ротондальный объем часовни, окруженный колоннадой композитного ордера с упрощенным антаблементом, завершен куполом с фигурной главкой, покоящемся на глухом круглом барабане. Стены ротонды имеют расположенные в интерколумниях оконные проемы (с северной и южной сторон) и имитирующие их ниши. Главный вход арочный с архивольтом во всю ширину интерколумния, к нему ведет оригинальная белокаменная лесенка поэтому с боковыми закруглениями подступенков.
    Особенностью композиции является широкая расстановка колонн, их малый (на ширину несколько большую размера плинта базы) отступ от стены и применение дорического карниза с мутулами при композитном ордере. Укругленность членений и деталей часовни удачно характеризует ее масштабность и малого по размерам сооружения.
    Убранство интерьера не сохранилось.

 

Церковь Василия Великого (Троицкая), сер. XVIII в.
(ул. К.Либкнехта, 20)

    Церковь находится в южной части города, на правом берегу Орлика. Расположенная на перекрестке прямых улиц, она служит центром окружающей невысокой застройки. Выстроена церковь в 1743-51 г.г. с престолами во имя Троицы (вверху) и Василия Великого (внизу), в нижнем же этаже был устроен с южной стороны Никитский придел, колокольня построена в 1802 г., а в 1866 г. в ней сделана каменная лестница. В 1867 г. церковь получила двухэтажные пристройки с западной стороны, тогда же были переложены окна храма. В 1872 г. с юга в верхнем этаже был устроен придел во имя Тихона Задонского, а в 1880 г. с севера придел во имя иконы божьей матери "Взыскание погибших". В 1880-е г.г. внизу с северной стороны сделан придел во имя великомученицы Варвары. В 1896 г. произведен капитальный ремонт, верхние ярусы колокольни были переложены (до наших дней не сохранились). Здание сложено из кирпича.
    Церковь является самым ранним в Орловской области памятником барокко. Суждения об её архитектуре затруднены позднейшими пристройками и переделками, однако характерными элементами стиля являются объемное построение по типу восьмерик на четверике, форма алтарной части, раскреповка углов, лопатки по углам четверика и восьмерика и раскрепованные карнизы над ними. На фасадах храма проемы расположены в три оси, в восьмерике восточная и западная грани оставлены глухими, на них помещены арочные обрамления, имитирующие окна остальных граней. В кладке под отбитой штукатуркой прослеживаются следы наличников, рисунок которых характерен для середины XVIII в.
    Внутри церковь перепланирована и заново оштукатурена.

 

Церковь Богоявления, нач. XVIII в.
(пер Кооперативный, 5)

    Находится на берегу Орлика, недалеко от впадения его в Оку. На стрелке, между речками, был основан город, здесь находилась крепость. В наши дни застройки вокруг церкви не существует, она стоит между небольшим сквериком торговых рядов и парком, разбитым по берегам Орлика и Оки.
    Церковь входила в ансамбль сооружений Богоявленского монастыря, основанного в границах большого острога в 40-е г.г. XVII в. После пожара 1680 г. монастырь был перенесен на новое место, за пределы города, а его церкви обращены в приходские. Сохранившаяся церковь Богоявления построена очевидно, в начале XVIII века. Судя по тому, что восточная стена второго яруса колокольни не имеет никаких следов примыкания кровли трапезной, можно предположить, что колокольня и храм были выстроены отдельно стоящими. Их объединили в 1837 г., когда выстроили заново центральную апсиду, храм окружили приделами и связали с колокольней трапезной, столбы колокольни были утолщены и с запада пристроили паперть. Тогда же сделали ограду вокруг церкви. В 1900 г. разобрали верхние ярусы колокольни, а в 1908 г. выстроили новую на линии церковной ограды. В 1939 г. новая колокольня и ограда были разобраны, уцелели лишь южные ворота. Ограда выстроена заново в 1957 г. При переоборудовании памятника в 1962 г. году разобрали глухой венчающий восьмерик храма с главкой. Здание построено из кирпича, оштукатурено и окрашено.
    Богоявленская церковь, подвергшись переделкам XIX века, лишившись завершающих ярусов колокольни и храма, снаружи имеет вид постройки позднего классицизма, лишь высокий восьмерик с завершающим его световым восьмигранным фонарем свидетельствуют о принадлежности памятника кругу произведений т.н. нарышкинского барокко конца XVII - начала XVIII вв. Лопатки по углам восьмерика и наличники окон получили профилировку в XIX веке. При ремонтных работах в 1970 г. под классическим карнизом, завершавшим восьмерик, был обнаружен пояс белокаменных балясин, который был раскрыт, но оштукатурен и окрашен.
    Очень интересны детали убранства второго яруса первоначальной колокольни, сохранившегося до высоты венчающего карниза (восточная стена) под кровлей трапезной. По сторонам каждой грани четверика помещены сильно выступающие двууступчатые лопатки. В центре северной, западной и южной граней находятся прямоугольные окна, обрамленные витыми колонками на консолях, которые несут раскрепованный над ними антаблемент. Все детали выполнены из белого камня и украшены резьбой. По сторонам от окон сделаны плоские фигурные ниши, роспись ноля которых имитирует переплеты окон. Такие же ниши сделаны и на восточной грани. Сохранились следы первоначальной яркокрасной окраски стен.
    В центре многообломного карниза, завершающего второй ярус колокольни, сделаны полукруглые фронтоны, в которых членения карниза переходят в профили архивольта. В верхней части каждой лопатки вставлены керамические херувимы, по три подобных же рельефа было размещено в тимпанах завершающих полукружий (сохранились на восточной стене).
    Колокольня завершалась двумя восьмериками одинаковой ширины (верхний - открытый ярус звона) и маленьким глухим восьмериком с главкой над ним. Стены трапезной, приделов и апсиды, выстроенные в 1830-e г.г., оформлены в духе позднего классицизма. Пo оси центрального помещения поставлены четырехколонные тосканские портики с высокими фронтонами, по оси колокольни с севера и юга пилястрами выделены части стен, завершенные более пологими фронтонами. В поле фронтонов южного фасада вставлены резные белокаменные детали, оставшиеся, очевидно, при разборке верхних ярусов колокольни.
    Интерьеры памятника получили свою нынешнюю композицию при работах 1830-х г.г., когда стены храма были прорезаны высокими и широкими арками, соединившими его пространство с пространством приделов и трапезой. Декоративное убранство помещений не сохранилось.

 

Церковь Николая на песках (Ильинская) кон. ХVIII - сер. XIX в.в.
(ул.Нормандия-Неман, 73а)

    Находится на низком и пологом берегу Оки в юго-западной части города. Окружающая ее одно - или двухэтажная застройка имеет регулярную планировку из пересекающихся под прямым углом улиц, церковь стоит на одном из таких перекрестков.
    Заложена церковь в 1775 г., в 1776 г. освящен Никольский придел, а в 1790 г. храм во имя пророка Ильи. Существующая трапезная выстроена, вероятнее всего, в середине ХIX в., еще позже к колокольне пристроили входные тамбуры и длинный западный притвор. В 1858 г. церковь горела и была возобновлена. При этом памятник получил сохранившуюся доныне отделку фасадов. В 1946 г. произведен капитальный ремонт здания. В последние годы к нему со всех сторон добавлены пристройки, связанные с его переоборудованием.
    Церковь является памятником архитектуры раннего классицизма. Несколько вытянутый по поперечной оси четверик храма отличается большой высотой, свойственней обычно лишь двухэтажным храмам. Это впечатление усиливается двухяросностью декорации северной и южной стен. Они расчленены широким антаблементом, проходящим и по стенам вдвое более низкой трапезной. Фасады расчленены мало выступающими лопатками, которые в верхних своих частях как бы прерываются, давая место орнаментальному мотиву из трех треугольников. Окна помещены в плоские ниши. Перед северным и южным фасадами во всю из: ширину устроены белокаменные площадки, на которые ведут четыре ступени. Если оформление фасадов выдержано в раннеклассическом стиле, то форма апсиды, частота и характер ее раскреповок говорят о барочных реминисценциях. Завершен храм четырьмя глухими главами, средняя имеет четырехгранный барабан, угловые - тоже, но со скошенными углами. Широкая трапезная с двумя приделами (Никольский и во имя Митрофана, епископа Воронежского) относится ко времени позднего классицизма, ее стены покрыты горизонтальными лентами руста, над прямоугольными окнами руст имеет клинчатый рисунок.
    Самой интересной частью здания является колокольня. Два ее нижних четверика с каждой стороны обработаны тосканским четырех-пилястровыми портиками. Пилястры сдвоены по углам, средние зоны внизу заняты арочными проемами входа и окон - вверху. Портики первого яруса завершены фронтонами. Некоторая кубовидность и массивность нижних ярусов оттеняют пространственность и развитость третьего яруса. Стены здесь как будто исчезают за двухколонными ионическими портиками. Широкие арочные проемы звона делают ярус как бы сквозным. Выступающие по сторонам портиков углы четверика, ложные люканы завершения, волюты на углах верхнего четверичка привносят в архитектурную форму живость ритмического движения и некоторую прихотливость очертаний барокко. Этому впечатлению способствует и скульптурная декорация - растительные гирлянды с лентами, рисунок капителей, люкарн, волют, находящие аналогии в архитектуре Москвы 1770-х г.г.
    Интерьеры памятника переоборудованы и не сохранили первоначального убранства.

 

Церковь Смоленская, сер. вт. пол. XIX в.
( ул. Нормандия-Неман, 27-а)

    Находится на низком западном берегу Оки, недалеко от Николо- Бесковской церкви. Ее крупный объем служит доминантом всей этой части города, что особенно ясно при взгляде вдоль улицы Ленина, перспективу которой она занимает. Строительство трапезной началось в 1850-е годы и окончилось в 1867-68 гг., когда были освящены два придела - нерукотворного образа Спаса и Дмитрия Солунского. Основной объем в это время был возведен на высоту стен трапезной. Его достроили лишь к 1889 г. В 1894 г. храм был отделан внутри и в 1895 г. освящен. Строительный материал кирпич, в отделке цоколе, в базах и капителях полуколонн, наличниках окон применен белый камень.
    Храм является трехапсидной пятиглавой крестовокупольной постройки. Подобные здания связаны с широко распространенным в середине XIX в. стремлением следовать формам древнерусской архитектуры. Этим продиктован и выбор декоративных элементов - килевидиых закомар, сдвоенных колонок, аркатурных поясов. Эти элементы вставляются в схему декорации построек позднего классицизма, образуя привычную систему горизонтальных и вертикальных членений. Отсюда общая регулярность расположения элементов, геометризм разбивки стен. Подобная эклектика является источником несоразмерности общего архитектурного решения. В граненных главах проявился уже вкус 80-х годов XIX в.
    Интерьеры храма переоборудованы и не сохранили первоначального убранства.

 

Церковь Троицы, нач. вт. пол. XIX в.
(Троицкое кладбище)

    Находится в северной части города. Здесь с 1778 г. существует кладбище, для которого она была выстроена в 1823-28 гг. Судя по описи 1828 г. к храму с четырех сторон примыкали портики, колокольня же была устроена временная в виде двух столбов с двухкатной кровлей над ними. Существующая колокольня выстроена в 1851-54 гг. В 1867-69 годах церковь расширили по проекту Попова, утвержденному Орловским губернским строительным комитетом 8 октября 1864 г. Пристройки были вызваны желанием сыновей генерала А.П.Ермолова устроить под сводами церкви склеп их отца. Храм получил нынешний облик, при этом были сломаны изначальные портики с северной и южной сторон, а восточный встроен в восточную стену алтаря. Тогда же колокольня, стоявшая отдельно, была соединена с храмом. Здание было капитально отремонтировано в 1947 г.
    Церковь выдержана в формах позднего классицизма. Крестообразный объем самого храма завершается широким барабаном, несущим купол с главкой. Торцовые стены ветви креста расчленены четырьмя тосканскими пилястрами, между которыми на северной и южной сторонах размещены окна, а на восточной имитирующие их ниши. Ветви креста завершены фронтонами. В плане здания отчетливо видна большая толщина стен центральных помещений, к которым с четырех сторон примыкают более тонкие стены. Последние относятся к переделкам 1860-х гг., очевидно, этим же временем датируется декоративная обработка фасадов. Основой для нее могла послужить обработка западного фасада несколько более ранней колокольни (нижнего яруса). Второй ярус колокольни также выдержан в традициях классицизма, в верхней же, имеющем форму восьмерика, и в его завершении легко усмотреть влияние распространившегося в середине XIX в. псевдорусского стиля, ибо восьмерик превращается из самостоятельного яруса в барабан главы.
    В интерьере подкупольное пространство храма соединяется с ветвями креста, алтарем и трапезной через низкие и широкие арки. Сильный вынос лопаток и соответствующая ему толщина арок делают архитектурные формы массивными и статичными. Из-за малой высоты храма иконостас имеет лишь один ряд местный. Он дополнен изображениями евангелистов в парусах, пророков под окнами и евангелистов между окнами барабана. Живопись стен неоднократно обновлялась.

 

Церковь Иоанна Предтечи (Крестительская) вт. пол. XVIII в. - перв. пол. XIX в.
(ул.Сакко и Ванцетти)

    Расположена на Крестительском кладбище, среди густо разросшихся кустарников и деревьев. Ее начали строить в 1774 г., в 1777 г. крестообразный в плане кирпичный храм (типа восьмерика на четверике) был выстроен. В 1827 г. расширили трапезную, построили колокольню и тогда же, очевидно, алтарное помещение подучили пристройки с севера и юга.
    Церковь является памятником архитектуры двух периодов, а колокольня и трапезная возникли в эпоху зрелого классицизма, их стены покрыты рустом, в котором широкие полосы чередуются с более узкими. Над арочными окнами обрисованы замковые камни, разбивающие монотонность горизонтальных параллельных линий. Архитектура самого храма еще полна отзвуков барокко. Довольно сильно выступающим пилястрам северного и южного фасадов соответствуют раскреповки карнизов над ними, в то время как поля помещенных выше фронтонов оставлены гладкими. Грани апсиды обработаны спаренными пилястрами, поверхность стены дробится разнообразными филенками. Такой же характер носит и разделка стен светового восьмерикая, наличники окон которого имеют характерно барочный рисунок с "ушами". Высокий сомкнутый свод завершается глухим четвериком с главков над ним. Углы четверика скошены и к ним приставлены волюты.
    Особенностью внутреннего пространства храма является небольшая высота арок прохода из центрального помещения в рукаве креста и низкое почти между арок размещение широких двууступчатых тромпов. Из-за этого грани восьмерика кажутся сильно опущенными, а соответствующие им восемь арок (четыре арки прохода и четыре тромпа) приобретают характер связанной единым ритмом системы.
    Живопись, покрывающая стены и своды храма, исполнена в 1960-е г.г. На сводах трапезной и храма помещены "Сошествие во ад" и "Новозаветная троица". Иконостас перенесен в 1962 г. из Богоявленской церкви. Хоры в трапезной сделаны в 1960-е г.г.

 

Церковь Ахтырская (Никитская), вт. пол. ХVIII в.
(пер.Рабочий, 18)

    Находится на высоком правом берегу Оки, прилегавшие к ней кварталы застроены небольшими 1-2 этажными домами. Колокольня церкви, прежде хорошо видная из любой часть города, была его главной вертикалью.
    После охватившей Россию эпидемии чумы 1771 г. выявилась потребность вынесения кладбищ за пределы города, и в Орле оно было устроено в Селиховой роще, где в 1773 г, и началось строительство Ахтырской церкви. В 1773 г. была построена придельная Никитская церковь, а в 1786 г. закончили постройку основного объема с престолом во имя Ахтырской иконы божьей матери. В 1786 г., в связи с началом застройки курских улиц (городской квартал, примыкавший к церкви), кладбище было перенесено за Московские ворота, а церковь обращена в приходскую. Строительство трапезной завершилось в 1803 г., в ней устроили приделы. В 1802 г. были подняты своды алтаря и увеличены проемы основного объема. В 1819-23 г.г. выстроили колокольню, которая стояла отдельно от храма. В 1870 г. трапезную удлинили на одно звено с западней стороны, до колокольни, тогда же, очевидно, церковь была оштукатурена и окна получили сохранившиеся доныне наличники. Ограда была устроена в 1875 г. После войны, в 1941-45 г.г., здание капитально отремонтировано и в нем устроено отопление. В конце 1950 г. по старым фотографиям восстановлена ограда.
    Церковь является памятником классицизма. В ее объемной композиции доминируют высокая четырехярусная колокольня со шпилем, чей силуэт и масштаб рассчитаны на восприятие не только вместе с храмом, но выдерживает роль центра застройки большого района города. Возникнув за пределами города здание церкви после застройки Курских улиц и возведения колокольни получило важное градостроительное значение.
    Колокольня состоит из двух нижних квадратных в плане и двух верхних круглых ярусов, каждый из которых имеет оригинальную композицию. К нижнему с трех сторон примыкают четырехколонные тосканские портики, завершенные фронтонами, колонны сдвоены по сторонам.
    Лестницы подходят к северному и западному портикам, за которыми в стенах проделаны широкие и высокие арочные проходы. Стены нижнего четверика рустованы. Стены верхнего четверика оставлены гладкими, к ним тоже приставлены портики, но уже из четырех тосканских полуколонн, причем угловые, принадлежащие портикам двух смежных фасадов сделаны трехчетвертными; портики завершены гладким фризом с модумонами. В прямоугольные проемы в центре каждой грани вставлены две малые тосканские колонны, заглубленные в арочную нишу. В круглом верхнем ярусе прорезано восемь узких и высоких (не доходящих до карниза) арок звона, обрамленных тосканскими пилястрами и архивольтами. Между ними поставлены восемь коринфских полуколонн (капители не сохранились). Верхний круглый ярус рустован, по основным осям в нее сделаны четыре круглых проема, вокруг которых рисунок руста переходит в радиальный. Завершена колокольня шпилем с яблоком и крестом.
    Объемное решение прямоугольной трапезной и храма более локонично. Завершенный глухим пятиглавием четверик храма несколько вытянут по поперечной оси. Его северный и южный фасады разбиты карнизом на два яруса, в каждом из которых помещено во три проема. Углы отмечены ионическими пилястрами. Членения носят очень плоский характер, усиленный рисунком переделанных в XIX в. наличников. Внутри храма сохранились иконоcтасы. Пятиярусный в основное помещении сделан после воины, его покрывает орнаментальная живопись конца 1960-х г.г. Трехярусные иконостасы приделов второй половины ХIХ в. перенесены сюда в 1962 г. из Богоявленской церкви. На сомкнутом своде храма сохранилась композиция "Явления троицы семи ангельский чинам", исполненная, очевидно, в середине XIX века. Настенная живопись выполнена в 1968 г.

 

Ансамбль бывшего Введенского женского монастыря
(ул. 1-я Курская, 92)

    Основан 20 (30) сентября 1685 г. Первоначально располагался на левом берегу р. Орел (Орлика), на месте древнего Афанасьевского погоста (между современными ул. Ленина, 7-го Ноября). В 1703-08 гг. на нем построена церковь Введения Пресвятой Богородицы (здание существовало до 1950 г.). В 1843 г. монастырь сгорел и был перенесен на юго-восточную окраину города, в конец Курских улиц к приходской Христорождественской церкви, построенной в 1800-1822 гг. Строительство велось по проекту архитектора Д. В. Орехова. Открытие монастыря на новом месте состоялось 31 октября (12 ноября) 1848 г. В 1857 г. он был обнесен кирпичной оградой с четырьмя башнями. Во 2 пол. XIX в. на его территории были возведены храмовые, жилые и хозяйственные постройки. В нач. XX в. монастырь являлся одной из самых благоустроенных обителей России. В нем имелось 4 храма: Христорождественский собор, Тихвинская надвратная церковь (1865), устроенная в ее нижнем этаже Троицкая церковь (1887) и Воскресенская церковь (1885). В 1907 г. в монастыре числилось 350 сестер, он имел 286 десятин земли и славился своими золотошвейными работами. Монастырь был описан в романе Н. С. Лескова "Некуда" и автобиографической повести И. А. Бунина "Жизнь Арсеньева". По преданию, одна из монахинь обители послужила прототипом Лизы Калитиной в тургеневском романе "Дворянское гнездо". В 1923 г. монастырь был закрыт, а в 1930 годы разрушен Христорождественский собор.
    От комплекса монастырских построек к настоящему времени сохранились здания Тихвинской надвратной церкви без верхнего яруса (ул. 1-я Курская, 92), Воскресенская церковь, которые заняты заводом резиновых изделий "Вулкан", и часть ограды с двумя башнями. А также двухэтажное кирпичное здание монастырской гостиницы (Транспортный переулок., 14) и двухэтажный (низ каменный, верх деревянный) дом (Транспортный пер., 16), построенный в 1900 г. для Свято-Ольгинской двухклассной церковноприходской школы, основанной при монастыре в 1870 г. Оба здания используются под жилье.

 

Успенский мужской монастырь
(ул. Ермолова, 11)

    Расположен на левом скалистом берегу р.Оки на Ввозной горе, куда во II-ой половине XVII в. предполагалось перевести Орловскую крепость.
    В 1664 г. была построена деревянная Успенская церковь. В 1691 г. была выстроена деревянная церковь Святого Николая.
    В 1691-1693 гг. вместо деревянной Успенской была выстроена каменная того же названия с колокольней и часами.
    В 1693 г. была выстроена надвратная церковь Петра и Павла, до 1775 г. бывшая также и приходской, а после ставшая домовой монастырской церковью.
    Вместо деревянной Никольской в 1700 г. была построена придельная церковь Рождества Иоанна Предтечи. В то же время монастырь был обнесен каменной оградой с двумя башнями.
    Во владении монастыря находились села Архангельское, Монастырское, д.Орлица и Подмонастырская слобода. Монастырь владел 120 десятинами земли.
    В 1767 г. в монастыре насчитывалось 12 монахов. В первых числах ноября 1794 г. в монастыре вспыхнул пожар, во время которого сгорела церковь Петра и Павла. После ремонта она была переделана в жилое     помещение, доделана в ней проезжая арка.
    В 1788 г. была учреждена Орловская губерния и одновремен­но был поднят вопрос о перемещении архиерейской кафедры из Севска в Орел.
По Указу Святого Синода 20 января 1820 г. при епископе Ионе Успенский монастырь был обращен в Архиерейский дом Орловской епархии, а монастырский штат и имущество переведены во Мценский Петропавловский монастырь.
    Сменивший Иону епископ Гавриил продолжил работу по устройству Архиерейского дома.
    Был построен двухэтажный каменный дом для Архиерея, с се­вера била устроена домовая Благовещенская церковь, каретный сарай, конюшня, баня, людской корпус из соснового леса на каменных фундаментам.
    В 1844 г. сенатором А.В.Кочубеем была воздвигнута небольшая теплая церковь Троицы, освящена 13 ноября 1845 г. Иконы для нее написаны в Академии Художеств.
    Церковь была, видимо, построена над фамильным склепом Кочубеем. В церкви над склепом лежала чугунная плита, разделенная на две части крестом, над которым были изображены выпуклые лица херувимов.
    В 1851 г. было поручено разрешение на постройку собора при Архирейском доме по проекту архитектора Н.Ефимова. Собор во имя Троицы был заложен при епископе Поликарпе в июне 1860 г. 29 июля 1879 г. Троицкий собор был освящен.
    В конце XIX в. помещения вновь стали тесные и снова потребовалось расширение консисторского корпуса с архивом и исправление церквей и служб Архирейского дома.
    В сентябре 1900 г. в Орле был учрежден Орловский церковно-археологический комитет. Тогда еще был образован церковно-археологический музей, разместившийся в церкви Петра и Павла.
    В 1904 г. он был переведен в 3 верхние комнаты Архирейского дома и частью в церковь, построенную Кочубеем. В 1905 г. музей насчитывал свыше 1 тыс. предметов, книг и рукописей (многие XVI-XVII вв., фотоснимки).
    Архирейский дом располагался на этой территории до 1923 г. Он был описан в произведениях Лескова Н.С., Бунина И.А.
    Троицкая церковь (усыпальница Кочубеева) - каменное, одноэтажное под двухскатной кровлей здание, некогда завершалось двумя глухими, четырехгранными фонарями под восьмигранными главками. Под трехгранной апсидой и части основного объема размещен подклет под сводом. На месте позднего придела был вход с пятью ступенями входа и развитым порталом плоскостного характера.
    Проект утвержден в 1813 году и значительно отличается от осуществленного строительства. Надо признать, что корректировки при постройке оказались удачными и способствовали приданию всему сооружению большую сочность и пластичность архитектурно-декоративных форм. Исчезает измельченность и дроб­ность аркатурного подкарнизного пояса. На место декоративной ниши с крестом по оси симметрии север-юг, устроен оконный проем, что дало достаточное освещение интерьеру здания, организовало пространство, придав мощному потоку света по центру помещения смысловую нагрузку.
    Арочный проем сдвинут на запад, что позволило избежать затесненного в алтарной части при строительстве свода.
    По проекту апсида имеет плоскостной невыразительный абрис стен, за счет увеличения центральной грани. Строители придали всем граням практически одинаковые длины, более выразительно заканчивая компоновку покрытия апсиды.
    Уменьшение объема подклета компенсируется более удач­ным решением перекрытий - коробовым сводом с конхой и подсвет­кой по восточному к югу.
    Стилизаторский подход архитектора, работающего в эклектичной манере, с привлечением готических элементов, в общем то и в проекте предоставило нам незаурядное, не имеющего прямых аналогов сооружение. Редакция и осуществление проекта а натуре строителями еще раз подтверждает высокий художественный и технический уровень строительного дела в России середины XIX века.
    Позднейшая пристройка и разрушение угловых башен, глухих фонарей, принципиально исказили первоначальный облик, свели на нет первоначальный художественный замысел архитектора

На основную страницу

 
Управление культуры и туризма Департамента социальной политики